Обзор комплексных IoT-платформ
для умного здания
В функциональной архитектуре цифровых решений для управления и эксплуатации МКД IoT-платформа является одним из четырех ключевых элементов. Она обеспечивает сбор, обработку и маршрутизацию данных с разных устройств и внешних систем. Например, собирает данные с видеокамер, терминалов распознавания лиц, шлагбаумов, данные с пропускной системы, данные со счетчиков и передает их в системы управляющей компании. А также обеспечивает их интеграцию и информационную безопасность.
IoT-платформы для управления
многоквартирными домами
В России гораздо больше платформ для создания умных квартир, чем платформ для управления многоквартирными домами (МКД). Да, квартира будущего из Sci-Fi-произведений доступна уже сегодня. Но за пределами квартиры нам все придется делать самим: ни Алиса, ни Siri нам не помогут. Дело в том, что цифровизация жилья подразумевает тесную коммуникацию между разработчиком платформы, девелопером, управляющей организацией и резидентами для правильной организации целостной инженерной обвязки здания, включая различные датчики и управляемые устройства. На практике зачастую тесное сотрудничество налажено между первыми двумя, что в дальнейшем приводит к проблемам в управлении «цифровым МКД».
Лаборатория цифровизации жилья рассмотрела и проанализировала 10 наиболее продвинутых решений, представленных в России, их возможности и уровень покрытия управления многоквартирным домом. Также мы выделили ряд проблем, которые тормозят цифровизацию МКД в нашей стране.
Из 10 рассмотренных платформ у 6 процент покрытия эталонного функционала лежит в диапазоне от 50 до 60 процентов. Напомним, что только 5 из 60 мобильных приложений покрывают от 40 до 60 процентов.
Практически все платформы работают с видеонаблюдением, СКУД и телеметрией. Небольшая доля платформ учитывает необходимость интеграции с внешними системами (ГИС ЖКХ, АПК Безопасный город и др.), лифтовыми системами, парковками.
На российском рынке представлено несколько таких решений, но мы рассмотрели 10 наиболее продвинутых. И здесь ситуация близка к описанной в нашем
обзоре мобильных приложений: есть решения, но их функционал еще не готов для обеспечения полноценного цифрового функционирования многоквартирного дома.
Часто стейкхолдерами компаний-разработчиков платформ выступают девелоперы, крупнейшие банки, телекоммуникационные и ИТ-компании. Это российские разработки, и большинству из них не нужна поддержка зарубежных компаний. А вот вопрос интероперабельности — способности эффективно взаимодействовать с другими системами — мы оценивали отдельно.
Платформа может иметь возможность напрямую работать с другим ПО и устройствами другого вендора или ограничиваться работой только с собственным ПО и устройствами собственной разработки. Также их разработчики могут придерживаться разных бизнес-моделей: B2C (каждый житель может приобрести устройства для умной квартиры и установить их) и B2B (работа только с бизнесом: УК, поставщиками цифровых решений для УК и резидентов, девелоперами и интеграторами).
Существуют широкопрофильные или, как их называют в профессиональной среде, горизонтальные платформы: Tibbo Aggregate, Jasper Control Center, Intel IoT Platform и другие. Они трудно применимы для работы в среде МКД, так как требуют перенастройки под жизненные процессы многоквартирного дома, а также разработки специализированных интерфейсов. Некоторые крупные технологические компании на российском рынке выбрали путь реализации своих решений на подобных платформах, но пока не могут похвастаться серьезными результатами в этой области.
В 2021 году количество подключенных IoT/M2M-устройств в России выросло на 16% относительно 2020 года и составило 29,6 млн штук (данные J’son & Partners Consulting). А к 2025 году этот показатель удвоится. Но речь здесь в первую очередь об устройствах для умной квартиры, используемых для решения повседневных задач.
В нашем исследовании мы рассмотрели специализированные (вертикальные) IoT-платформы, заточенные на применение в многоквартирных домах, которые уже несколько лет существуют на российском рынке. Сложно сказать, в каком именно году в России появилась первая IoT-платформа для многоквартирного дома, ведь практически все из них постепенно выросли из программного обеспечения для организации системы умного дома. А сегодня многие из них включают в себя уже готовые интерфейсы, учитывающие особенности бизнес-процессов управления и эксплуатации МКД.
анализ функционала специализированных
iot-платформ
Функционал платформ значительно отличается. Мы подошли к анализу функционала по аналогии с анализом мобильных приложений, сопоставив бизнес-процессы управляющей компании с пользовательскими сценариями резидента. Это сопоставление дало нам 63 функции «идеальной платформы», которые распределены на 7 основных групп:
- телеметрия (умные приборы учета ресурсов),
- системы контроля и управления доступом (СКУД и домофония),
- видеонаблюдение,
- умный лифт (удаленное управление, интеграция с системой доступа),
- умная парковка (интеллектуальные сценарии доступа),
- Building Management Systems (BMS),
- умная квартира
и 2 дополнительные:
- интерфейсы пользователей (различные роли сотрудников УК, резиденты МКД),
- интеграция с внешними системами (ГИС ЖКХ, АПК Безопасный город и др.).
Другие инженерные системы, которых может быть до 50 в одном многоквартирном доме, и те из них, что могут быть цифровизованы, вошли в раздел BMS.
Каждая группа содержит в себе различные функции и характеристики. Например, группа «Телеметрия» включает в себя такие функции, как снятие показаний, дистанционное управление, мониторинг состояния, интеграция с внешними службами; и такие характеристики: сбор данных напрямую или сбор данных со стороннего верхнего ПО разработчика решения телеметрии.
Основные проблемы рынка цифровизации мкд
Перед разработчиками IoT-платформ стоит вопрос применения правильных пользовательских сценариев и интерфейсов. Даже несмотря на проводимый анализ пользовательского опыта среди управляющих компаний, но зачастую низкая стадия развития рынка управления многоквартирных домов приводит к тому, что многие из разработчиков предпочитают собственные подходы к созданию продукта. По нашему опыту, дальнейшая интеграция таких решений с системами УК вызывает сложности. Уникальные характеристики отдельно взятого жилого комплекса, несовместимость оборудования, относительно небольшой опыт игроков рынка подчеркивают разделение компетенций в проекте по цифровизации.
Есть еще одна проблема, которую мы часто наблюдаем – тесное сотрудничество разработчиков платформ с девелоперами, но без участия управляющей компании. Отсюда появляется некорректная постановка требований: дом создается инновационным с технической точки зрения, но управлять и эксплуатировать его управляющая компания не может, так как ей не хватает на это ни бюджета, ни компетенции. Таким образом, рынок недвижимости заполняют «цифровые заброшенки», а разработчики решений дополняют функционал своих продуктов, опциями неспособными удовлетворить все потребности управляющих компаний.
Поэтому важно на этапе начала работ по цифровизации полностью прописать все процессы, функциональные требования к системам, сценарии поведения будущих пользователей-резидентов и сотрудников УК, создать оптимальную проектную конструкцию из участников: поставщиков платформенного решения, пользовательских интерфейсов, устройств. Это позволит создавать действительно востребованные и полезные сервисы, а не просто железо для украшения здания.
IoT-платформа — специализированное программное обеспечение, созданное с целью объединения IoT-устройств в единую облачную инфраструктуру, и предоставляющее возможность для дублирования и хранения генерируемых данных для последующих вычислений и преобразований.