Цифровизация МКД — это часть цифровой трансформации строительной отрасли в целом, а реализация концепции «умный дом» — один из пунктов «Стратегического направления развития в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ», утвержденного Правительством РФ до 2030 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2021 г. № 3883-р).
Цифровизация позволяет достигнуть положительных эффектов за счет повышения качества и прозрачности оказания услуг, снижения затрат при применении стандартных масштабируемых решений, расширения возможностей присутствия на рынке управления и эксплуатации жилых домов.
Спрос на цифровые услуги и требования к их качеству со стороны резидентов (собственников и арендаторов жилых и нежилых помещений) повышаются, а цифровая зрелость участников рынка управления и оказания услуг в МКД остается низкой.
Чем обусловлена необходимость цифровизации многоквартирных домов?
02
03
01
Концепция «Умный многоквартирный дом» — документ, определяющий общие принципы цифровизации, состав единой цифровой среды (программно-аппаратного комплекса) и основные требования к его элементам.

Концепция также содержит перечень терминов и определений, подходы к стандартизации предлагаемых решений, предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу обязательных и рекомендательных норм.
Концепция «Умный МКД»
Лаборатория разработала проект концепции «Умный МКД», который был принят Минцифры России за основу для дальнейшей проработки в рамках Рабочей группы совместно с Минпромторгом и Минстроем.
При цифровизации трансформируется инфраструктура в составе общедомового имущества, которая создается девелопером (business – В1), эксплуатируется управляющей компанией (business – В2), а конечным пользователем цифровых услуг является резидент МКД (consumer).
При разработке и внедрении программно-аппаратного комплекса «Умный МКД» используются технологии интернета вещей (IoT), обработки «больших данных» и др.
Необходимость учета сложившихся бизнес-процессов и механизмов решения жизненных ситуаций по разделам обеспечения безопасности, жизнедеятельности и комфорта.
Бесшовный процесс передачи данных от прибора до всех компонентов программно-аппаратного комплекса на всех этапах жизненного цикла МКД.
Основные принципы цифровизации мкд
B2B2C (business to business to consumer)
Технологии
Учет особенностей создания и управления МКД
End-to-end (сквозное внедрение цифровых технологий)
В зависимости от возраста и потребительских предпочтений требования к цифровым продуктам различны, но общий тренд на запрос «цифровой зрелости» отрасли жилищно-коммунального хозяйства очевиден.
Цифровые решения должны быть оптимизированы для объектов разных по типологии, оснащенности инженерными системами, с учетом региональных особенностей (климатические и сейсмические), в зависимости от стадии жизненного цикла и года постройки.
Особенности цифровизации мкд
Требования и критерии резидентов сильно отличаются
Жилой фонд МКД сформирован разнообразным жильем
Цифровая платформа

  • Программное обеспечение для сбора, обработки и маршрутизации данных
  • Инфраструктура для облачного и серверного хранения
  • Методы для интеграции (получение и передача данных) с внешними системами
  • Информационная безопасность
  • Работа с данными
Цифровой МКД

  • Устройства интернета вещей в составе инженерной инфраструктуры:
— приборы учета ресурсов;
— системы видеонаблюдения;
— системы домофонии;
— системы контроля и управления доступом;
— датчики работоспособности оборудования;
— охранно-пожарные системы;
— иные системы в составе цифрового МКД;
  • Специализированные локальные программно-аппаратные комплексы;
  • Сетевая инфраструктура (протоколы и стандарты передачи данных).
Цифровая УК

  • Программное обеспечение (CRM, биллинг, электронный документооборот, ERP, ТОИР, бухгалтерия)
  • Работа с данными (отчетность и аналитика)
  • Интеграционный шлюз (получение и передача данных) с внешними системами
  • Автоматизированные рабочие места
Цифровой резидент

  • Базовые сервисы (новости, заявки в УК, оплата, подача показаний, заказ пропусков)
  • Сервисы на основе цифровой инфраструктуры
  • Дополнительные услуги управляющей компании
  • Маркетплейс товаров и услуг сторонних поставщиков
Необходимо создание единой цифровой среды, включающей в себя цифровую управляющую компанию, цифрового резидента и объединяющую их цифровую end-to-end платформу.
Основные компоненты единой цифровой среды
Эффективное внедрение «Умного» МКД возможно только в комплексе с цифровизацией деятельности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций с включением в этот процесс жителей.
Мобильное приложение и web-интерфейс, рассчитанные на взаимодействие с пользователем
Цифровой резидент
Программные решения для эффективного управления и технической эксплуатации
Цифровая УК
Программный комплекс для объединения внешних систем
Цифровая платформа
Набор цифровых систем и устройств, ПО и сетевая инфраструктура
Цифровой МКД
Основные компоненты единой цифровой среды
Эффективное внедрение «Умного» МКД возможно только в комплексе с цифровизацией деятельности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций с включением в этот процесс жителей.
Необходимо создание единой цифровой среды, включающей в себя цифровую управляющую компанию, цифрового резидента и объединяющую их цифровую end-to-end платформу.
Набор цифровых систем и устройств, ПО и сетевая инфраструктура:
  • Устройства интернета вещей в составе инженерной инфраструктуры:
— приборы учета ресурсов;
— системы видеонаблюдения;
— системы домофонии;
— системы контроля и управления доступом;
— датчики работоспособности оборудования;
— охранно-пожарные системы;
— иные системы в составе цифрового МКД;
  • Специализированные локальные программно-аппаратные комплексы;
  • Сетевая инфраструктура (протоколы и стандарты передачи данных).
Цифровой МКД
Программный комплекс для объединения внешних систем:
  • Программное обеспечение для сбора, обработки и маршрутизации данных
  • Инфраструктура для облачного и серверного хранения
  • Методы для интеграции (получение и передача данных) с внешними системами,
  • Информационная безопасность
  • Работа с данными
Цифровая платформа
Программные решения для эффективного управления и технической эксплуатации:
  • Программное обеспечение (CRM, биллинг, электронный документооборот, ERP, ТОИР, бухгалтерия)
  • Работа с данными (отчетность и аналитика)
  • Интеграционный шлюз (получение и передача данных) с внешними системами
  • Автоматизированные рабочие места
Цифровая УК
Мобильное приложение и web-интерфейс, рассчитанные на взаимодействие с пользователем:
  • Базовые сервисы (новости, заявки в УК, оплата, подача показаний, заказ пропусков)
  • Сервисы на основе цифровой инфраструктуры
  • Дополнительные услуги управляющей компании
  • Маркетплейс товаров и услуг сторонних поставщиков
Цифровой резидент
АНАЛИТИКА
назад
проекты
вперед