Дом – это среда, требующая постоянного взаимодействия с человеком, а человеку для этого взаимодействия удобнее использовать знакомый инструмент – смартфон.
В магазинах приложений представлено несколько сотен разработок, которые так или иначе связаны с жилищно-коммунальным хозяйством.
Разработчиками приложений выступают и энтузиасты-частные лица, и молодые компании, и технологические гиганты, а также управляющие организации и девелоперы жилой недвижимости. Но, к сожалению, большинство готовых продуктов не отвечает требованиям современного общества. Для анализа мы собрали 60 наиболее популярных российских мобильных приложений для ЖКХ.
Рассмотрев полученную выборку, мы выделили 5 основных категорий в зависимости от функционала:
- управление системами «умного» дома внутри квартиры;
- оплата коммунальных платежей;
- передача показаний приборов учета;
- коммуникация с управляющей организацией;
- управление инженерными системами здания (домофон, шлагбаум и др.).
Приложения, которые в полной мере обеспечивают одну или несколько перечисленных функций встречаются в редких случаях. Основой формирования функционала мобильного приложения являются пользовательские сценарии, т.е. поведение пользователя. В нашем случае речь идет о том, как житель многоквартирного дома решает свои повседневные задачи: оплачивает коммунальные платежи, оформляет заявки в случае неисправности общедомового оборудования, встречает гостей и курьеров.
Мы сопоставили пользовательские сценарии с бизнес-процессами управляющих компаний и сформировали максимально широкий, "эталонный" список требований к IT-инфраструктуре многоквартирного дома.
Требования учитывают интересы всех сторон управления и эксплуатации жилой недвижимости и связывают процессы девелопера, управляющей компании и резидента.
Данные требования распространяются также и на функционал мобильного приложения. Список требований для них состоит из 17 основных групп, включающих в себя
75 отдельных функций. Этот функционал может модифицироваться и расширятся, но само его наличие обязательно в полноценном мобильном приложении современного многоквартирного дома.
Эталонный функционал мобильного приложения включает в себя разделы, описывающие следующие стороны проживания в многоквартирном доме:
- жизнеобеспечение,
- безопасность,
- комфорт проживания,
- оплата,
- информационная поддержка и коммуникация с управляющей организацией,
- маркетплейс дополнительных услуг и товаров.
Только 5 из 60 мобильных приложений покрывают от 40 до 60 процентов эталонного функционала.
Например, компания Юникорн, разработчик IoT-платформы UJIN, имея в арсенале программный комплекс для управляющей организации, входит в число сильных игроков рынка. Юникорн сотрудничает с другими компаниями из списка, наполняя их приложения функционалом, связанным с IoT-решениями. В частности, компания Домиленд используя платформу UJIN, закрывает важные для резидента потребности, связанные с управлением инженерной инфраструктурой здания.
В середине рейтинга находятся приложения, чьи компании-разработчики развивают только одно направление: Бурмистр – сильной стороной является многофункциональная платформа управляющей компании (CRM), но полностью отсутствует поддержка IoT-устройств; Iridi – мощная IoT-платформа, но у компании отсутствует полноценный функционал CRM-платформы.
Некоторые компании, разработавшие приложения для ЖКХ, начинают внедрять свой продукт в рынок по SaaS-модели, насыщая его решениями, неспособными полноценно поддерживать работу B2B2C модели. Сейчас на рынке более 250 управляющих компаний и ТСЖ пользуются их услугами.
Всего 0,5% из общего числа предоставляют своим клиентам мобильные приложения. При этом приложения с ограниченным функционалом, не решающим ежедневные потребности резидентов.
Это показывает, что рынок цифровых сервисов в сфере ЖКХ находится в стадии формирования, а значит в обозримом будущем набор мобильных приложений претерпит серьезные изменения – те игроки,
чьи решения смогут объединить в себе все сервисы, необходимые современному жителю, вытеснят фрагментарные решения.
Иными словами, для разработчиков открыто окно возможностей, которое, при правильно выстроенной бизнес-модели, позволит им занять существенную долю на рынке ЖКХ.
С другой стороны, реализация подобного решения требует больших финансовых и временных затрат, а также экспертизы как в части цифровых сервисов, так и в отрасли управления жилыми многоквартирными домами. При этом, в рамках разработки должны быть учтены не только существующие пользовательские сценарии, но и разрабатываемые государственные стандарты. К тому же многим компаниям-разработчикам придется изменить свое видение рынка и принять, что процесс управления и эксплуатации многоквартирных домов –
сложный процесс взаимодействия двух категорий бизнеса и потребителей (B2B2C).Учитывая потенциал рынка, уже в ближайшем будущем разработчики приложений, занимающих первые строчки рейтинга (а может быть, и «темные лошадки»), встанут на верный путь развития, и тогда мы
получим полноценное end-to-end-решение для удобного использования своего жилья.
Зная сильные и слабые стороны разработчиков решений, можно оценить их способность входа в рынок «умных» МКД. Лаборатория цифровизации жилья проводит периодический мониторинг решений по всем направлениям цифровизации жилищного фонда, что позволяет формировать аналитические материалы по потенциалу проникновения сервисов в рынок цифровизации МКД.