Строят ли в России умные многоквартирные дома?
20.06.2022
Термин «умный дом» (smart house) был предложен еще в 1984 г. Ассоциацией жилищно-строительных компаний (National Association of Home Builders).
Однако идея дома, оснащенного автоматическими устройствами, появилась гораздо раньше – в середине XX-го века. Например, в 1950 г. в журнале Popular Mechanics была опубликована статья американского инженера Эмиля Матиаса «Дом с кнопками» (Push-Button Manor); в 1960-х другой американский инженер Джим Сазерлэнд представил свой домашний компьютер ECHO IV (the Electronic Computing Home Operator), который занимал 4 шкафа и весил более 360 кг; а в 1975 г. шотландской компанией Pico Electronics был представлен стандарт для электрической техники X10.
Рынок "умных" домов
Что такое "умный дом"
Таким образом, «умный МКД», с одной стороны – это широкая линейка «умных» устройств, а с другой стороны – это решения, которые должны быть интегрированы в единую платформу.

В 2021 году объем рынка «умных» устройств для дома в России увеличился на треть и составил почти 1,3 млрд долларов США, а к 2027 году вырастет в 2 раза, согласно данным Statista.

Такой значительный рост говорит о сформировавшемся со стороны потребителей спросе на «умные» дома. В этой сфере представлено множество решений, которые, как правило, не интегрированы друг с другом, поэтому «умный» дом в большей степени ассоциируется с дорогой игрушкой, чем с массовым жильем. Однако благодаря «умному» дому можно экономить потребление ресурсов: электроэнергии, воды, тепла. При реализации стандартных решений на общедомовом уровне распространение цифровых сервисов имеет все шансы стать массовым.

Что касается расчета доли «умных» МКД от общего жилого фонда, то возникает проблематика позиционирования: многие застройщики позиционируют дома как «умные», хотя они обладают только признаками фрагментарного внедрения цифровых сервисов. Например, данные Statista говорят о 5,2% «умных» домов в России в 2020 году, и ожидается, что эта доля вырастет до 16,5% к 2026 году.

Но фактически во всем объеме строящихся МКД, который в среднем составляет около 9 тысяч домов, действительно цифровыми можно считать единицы. Не реализуется полная схема передачи данных от жителей к системам управляющих и ресурсоснабжающих организаций, т.е. фактически отсутствует сквозная (end-to-end) передача данных. Девелоперские компании стремятся оснастить новые здания современными устройствами, отвечая требованиям покупателей, однако девелоперы уже не заинтересованы в их обслуживании после продажи квартир. Управляющие компании, в свою очередь, или вообще не имеют технической возможности поддерживать работу предустановленных цифровых устройств, или не реализуют ее в полной мере. Единичные компании могут проработать сценарии решения жизненных ситуаций и проблем жителей: как удобнее организовать пропускную систему на паркинг для гостей и жителей, какой функционал устройств необходим, как настроить приборы учета и мониторинга рисков.

Согласно показателям Национального проекта «Жилье и городская среда», к 2030 г. объемы строительства составят 120 млн кв. м в год, жилой фонд увеличится на 20% относительно показателей 2020 года и составит примерно 83 млн квартир. В жилищное строительство будет привлечено до 100 трлн рублей из различных источников (средства граждан, коммерческих организаций и бюджетной системы на создание необходимой инфраструктуры).

Таким образом, с одной стороны, инвестиции в оснащение домов интеллектуальными системами и системами связи могут составить около 1-2 трлн рублей, а с другой – доля полностью цифровых домов остается крайне низкой. Потенциал рынка для внедрения комплексных цифровых решений выглядит весьма значительным. Проблемой для реализации этого потенциала является подход к цифровизации МКД с точки зрения технических решений, а не удобства и безопасности конечных пользователей – жителей МКД.
«Умный дом» исторически ассоциируется с «умной» бытовой техникой, которая имеет возможность подключения к беспроводной сети и дистанционного контроля. Именно этот сегмент занимает наибольшую долю мирового рынка устройство «умного дома» – около 40% в 2020-2021 г.

С развитием цифровых решений развивается и понятие «умного дома» как набора цифровых устройств, которые помогают решать повседневные задачи. Наиболее популярны сервисы, обеспечивающие безопасность (наружное видеонаблюдение, система контроля доступа, а также системы мониторинга состояния инженерных систем с возможностью автоматического предотвращения неисправности).

Однако эти решения представляют собой фрагменты «умного дома» и не обеспечивают полного эффекта от цифровизации управления и эксплуатации жилья.

Понятие «умный дом» включает в себя несколько уровней: «умная» квартира (или индивидуальный жилой дом) и «умное» здание (в т.ч. многоквартирный дом) (МКД). Цифровизация МКД имеет ряд особенностей. В частности, необходимо включение в процесс инженерных систем, входящих в общедомовую собственность. При этом, стоимость отдельных решений довольно высока. Другая сложность - низкая цифровая зрелость управляющих компаний, особенно в массовом сегменте. При этом, на текущий момент 74% населения России, т.е. более 100 млн чел, проживает в многоквартирных домах. «Умный» или «Цифровой» многоквартирный дом - дом, обеспеченный «умными» приборами учета ресурсов и инфраструктурой для жизнеобеспечения, комфорта и безопасности резидентов, интегрированной с системами УК и обеспечивающей взаимодействие с резидентами через цифровые каналы. В состав цифрового МКД, согласно проекту Концепции "Умный многоквартирный дом", входит набор систем и устройств (приборы учета ресурсов, датчики работоспособности оборудования, домофонные системы, системы видеонаблюдения, контроля и управления доступом и др.), сетевая инфраструктура (протоколы и стандарты передачи данных), специализированное программное обеспечение (от драйверов и прошивок до цифровой платформы для устройств интернета вещей (IoT)), а также хранилище данных.

Недостаточно установить набор цифровых устройств в отдельно взятом доме – необходимо, чтобы системы управляющих и ресурсоснабжающих организаций могли принимать и обрабатывать данные этих устройств; а житель дома мог контролировать их и использовать цифровые интерфейсы для решения своих повседневных задач и жизненных ситуаций. Для этого необходима единая цифровая платформа, обеспечивающая бесшовный процесс полной интеграции всех систем и участников.