УМный дом: мнение жителей
08.11.2022
Приобретая квартиру в современном жилом комплексе, люди ожидают, что новые технологии позволят им решать повседневные задачи: повысить безопасность, улучшить жизнеообеспечение, повысить комфорт проживания в доме.


Цифровые сервисы играют в этом не последнюю роль. Система умный дом — широкое понятие, которое включает в себя:

  • устройства внутри квартиры: управление бытовыми приборами, климатом и светом;
  • системы дома как здания: общедомовые системы безопасности и контроля доступа, датчики инженерных систем и др.;
  • IT-платформа, которая оптимизирует взаимодействие с УК, объединяя устройства дома и системы УК.

В рамках работы над проектом внедрения цифровых сервисов в крупном жилом комплексе комфорт-класса был проведен опрос жителей ЖК «Город на реке Тушино-2018», г. Москва. Участие приняли 80% жителей, зарегистрированных в мобильном приложении для использования цифровых сервисов.

71% жителей считают необходимым использование систем умного дома, из них 56% отвечают однозначно и 15% считают, что умный дом – дорогое удовольствие. Еще 28% не пользовались такими системами и хотели бы протестировать работу сервисов.
Когда речь заходит об оплате — только 6% респондентов оказываются против установки цифровых сервисов, если это повлечет за собой дополнительные траты. Почти половина — 43% — готовы оплачивать сервисы дополнительно.
Умный дом, как комплексный набор цифровых сервисов, определяют 23% респондентов, остальные отмечают отдельные функции. Наиболее важными функциями оказались системы безопасности: общедомовое видеонаблюдение и организация доступа на территорию ЖК через приложение. Их отметили 73% и 70% респондентов соответственно.

Маркетйлейс в мобильном приложении ЖК (витрина товаров и услуг, предоставляемых как управляющей организацией, так и сторонними организациями) оказался невостребованным (6%) —потенциал использования этого цифрового решения пока не раскрыт и, очевидно, полезные услуги для жителей пока отсутствуют.

А вот традиционно востребованные сервисы, связанные напрямую с эксплуатацией дома, — автоматизированная передача показаний приборов и взаимодействие с УК — подтвердили свою популярность (62% и 56% соответственно).
Но при этом, только 6% респондентов уже используют возможность передавать показания приборов автоматически (хотя бы для одного вида ресурса). Большинство жителей (77%) предпочитают использовать мобильное приложение, а 10% используют 2 или 3 способа передачи данных.
Взаимодействие с управляющей организацией также осуществляется, в основном, наиболее привычным способом – по телефону (86%). Это «болевая точка» цифровизации многоквартирных домов: зачастую управляющая организация принимает в эксплуатацию дом с предустановленными цифровыми устройствами и системами и не всегда может интегрировать их в свои бизнес-процессы.

Отчасти поэтому сформирован стереотип о технической отсталости отрасли в целом и невозможности оперативно дать жителям обратную связь в электронном виде — подтверждение, что его услышали и возможность отслеживать статус своей заявки.
Современному человеку, с одной стороны, некогда тратить время на решение повседневных задач, с другой – он привык пользоваться цифровыми сервисами (онлайн-ритейл, онлайн-банк, госуслуги и т.д.).

Приобретая квартиру в новостройке, он ожидает, что «цифра» поможет ему и в части эксплуатации жилья, но на данном этапе развития рынка отсутствует позитивный опыт внедрения «бесшовных» цифровых сервисов по управлению и эксплуатации: от жителя МКД до общедомовых систем и систем УО и РСО.

Почти нет масштабируемых решений. Пока комплексный подход к цифровизации только начинает применяться и предложение цифровых услуг отстает от спроса.
более 70% жителей считают использование систем умного дома необходимым, а функции обеспечения безопасности основными
Про исследование:

Опрос был проведен командой ООО «Юникорн», ООО «Лаборатория цифровизации жилья», ООО «Юнисервис» в период 15 сентября – 13 октября 2022 г.

В опросе приняли участие больше половины (53%) жителей крупного жилого комплекса (ЖК «Город на реке Тушино-2018», находящийся по адресу г. Москва, Волоколамское шоссе, д.71 корп. 5. Общее количество квартир - 335), где на текущий момент (октябрь 2022) происходит заселение второй очереди.

Большинство респондентов — собственники или члены семьи собственника квартиры, от 26 до 55 лет, 60% — мужчины.