Роль цифровизации многоквартирного жилья
22.06.2022
Опыт реализации пилотных проектов цифровизации МКД высокого класса в Москве показал минимальную потребность в инвестициях из-за недостающих элементов платформы для обеспечения интеграции (до 100-200 руб. на 1 кв. м). Дополнительных расходов можно избежать, предложив застройщикам типовые, оттестированные решения для каждого класса МКД с учетом состава применяемых инженерных систем.

Таким образом, формируются следующие источники и модели привлечения инвестиций:

  • инсталлирование систем цифрового МКД за счет средств застройщиков, привлекаемых у граждан – участников долевого строительства без увеличения сметной стоимости строительства;

  • сервисная модель, когда расходы на инвестиции, осуществляемые профильными участниками рынка цифровизации (телеком-операторы, интеграторы, экосистемные игроки и т.д.) окупаются за счет тарифа на эксплуатации данных систем и дополнительных доходов от оказания услуг и продажи товаров резидентам МКД.
Достижение вышеуказанных эффектов возможно при создании платформенного решения с возможностью масштабирования на весь жилищный фонд, основанного на бесшовной передаче и обработки данных от приборов учета, датчиков и оборудования в составе МКД в адрес УК и резидента МКД (собственники и арендаторы жилых и нежилых помещений). Для этого необходимо разработать комплексные решения, учитывающие особенности МКД (прежде всего по классам управления и числу применяемых инженерных систем.

Основные элементы создаваемой функциональной архитектуры:

  • Цифровой МКД – набор инженерных систем и устройств, сетевая инфраструктура, программное обеспечение и хранилище данных.
  • Цифровая УК – набор прикладных информационных систем.
  • Цифровой резидент – интерфейсы для взаимодействия с МКД и УК, получения дополнительных услуг.

Ключевыми требованиями к создаваемой архитектуре являются:

  • учет сложившихся в отрасли бизнес-процессов, пользовательских сценариев и механизмов решения жизненных ситуаций резидентов и управляющей компании по разделам обеспечения безопасности, жизнедеятельности и комфорта;
  • бесшовный характер передачи и обработки данных, не приводящий к дублированию процессов в УК, ручного ввода информации и без значительных затрат на поддержку ИТ-систем (принцип end-to-end);
  • учет всех типов инженерных систем, применяемых в МКД, и подключение их к платформенному решению;
  • возможность интеграции с реализуемыми программами в системе городского хозяйства и ЖКХ («Умный город», «Безопасный город»). Передача данных в системы РСО и ГИС ЖКХ.
Цифровизация МКД несет комплексный положительный эффект для всех участников проекта:

Для граждан – удовлетворение запроса на цифровую зрелость отрасли ЖКХ в части эксплуатации жилья: повышение качества оказания услуг в области безопасности, обеспечения жизнедеятельности и комфорта, прозрачности ценообразования услуг эксплуатации и расходования коммунальных ресурсов, получение качественных цифровых услуг на территории дома;

Для УК и ресурсоснабжающих организаций – снижение издержек на сбор платежей и претензионную работу, переход на обслуживание инженерных систем от технологических карт к риск-ориентированному подходу на основе предиктивной аналитики;

Для телекоммуникационных компаний (операторы сотовой связи и широкополосного доступа в интернет) – увеличение количества и качества оказываемых цифровых услуг в МКД на основе передачи данных;

Для экосистемных компаний (Сбер, VK, Яндекс и др.) – получение качественно нового доступа к резиденту МКД основе «цифрового двойника» резидента и возможности предложения товаров и услуг в наиболее комфортном формате для потребителя;

Для государства – получение «цифровых двойников» МКД и резидента для управления отраслью ЖКХ на основе больших данных, повышение удовлетворенности граждан от взаимодействия с отраслью ЖКХ.
Источники инвестиций
Целевая архитектура предлагаемого решения
Эффекты для участников цифровизации МКД
До 2030 года установлена цель по увеличению объемов строительства до 120 млн кв. м жилья в год, жилищный фонд страны увеличится на 1 млрд кв. м (+25% к текущему объему) преимущественно в основных агломерациях страны. В жилищное строительство будет привлечено до 100 трлн рублей из различных источников (средства граждан, коммерческих организаций и бюджетной системы на создание необходимой инфраструктуры). Существенная часть (1-2 трлн рублей) от данной суммы составят инвестиции в слаботочные и цифровые системы. Кроме того, программы по капитальному ремонту и обновлению (реновации) жилищного фонда, предусматривают оснащение жилых домов цифровыми системами и соответственно потребуют дополнительное финансирование.

Между тем, особенностью цифровизации жилья, прежде всего многоквартирных домов (далее - МКД), является отсутствие положительного мирового опыта по созданию стандартных, масштабируемых эффективных решений. Причиной является сложная структура использования общедомовой цифровой инфраструктуры – ею пользуются как жители МКД, так и управляющие организации (далее – УК). УК эксплуатируют индивидуально спроектированные, не интегрированные цифровые и инженерные решения, которые исторически получили от застройщиков без тестирования и опытной эксплуатации. В то же время, у УК отсутствуют средства на доработку и модификацию данных систем, а также на привлечение квалифицированных кадров.

Одновременно покупатели жилья, резиденты (собственники и арендаторы жилых и коммерческих помещений) предъявляют современные требования к оказываемым услугам, которые не могут быть удовлетворены по техническим причинам.

По сути, на рынке строительства и эксплуатации МКД наблюдается неудовлетворенный запрос со стороны застройщиков и отрасли ЖКХ на переход от продажи жилья на стадии строительства к концепции жизненного цикла МКД в комфортной и безопасности среде с высокой цифровой зрелостью оказываемых услуг проживающим там гражданам.