Рынок созрел для внедрения комплексных цифровых решений в МКД. При этом отсутствуют де-юре и де-факто стандарты реализации для стадии эксплуатации.
Качество реализации цифровых решений последовательно улучшается. Особенно это характерно для крупных застройщиков, совершенствующих модели цифровизации от объекта к объекту.
Барьером является необходимость «посмотреть за горизонт» после сдачи дома в эксплуатацию и учесть совокупность жизненных сценариев, ситуаций и процессов УК, которые можно и нужно реализовывать.
Успешные кейсы будут у домов, в которых будут учтены и реализованы:
- Сквозной end-to-end процесс – приборы и устройства; способы, стандарты и протоколы передачи данных; платформы обработки и передачи в прикладные системы УК и интерфейсы резидентов;
- Описания жизненных ситуаций резидентов, клиентских сценариев и процессов УК с учетом внедряемых решений;
- Появление коробочных комплексных решений от единого поставщика или устоявшихся партнерств;
- Своевременное привлечение УК и экспертов для учета всех аспектов вплоть до тарифа на обслуживание.
Необходима стандартизация решений, чтобы цифровизация стала масштабируемой не только для крупных игроков. На государственном уровне уже ведется работа по разработке концепции цифровизации многоквартирных домов, стандартизации «умных» устройств, внесению изменений в нормативно-правовую базу. Были созданы межведомственная рабочая группа и АНО «Умный МКД».
Однако пока рынок находится на начальном этапе развития, и пока не сформированы положительные примеры полностью цифровых МКД. В этих условиях крайне незначительного числа успешных реализаций, фактического отсутствия демообъектов и лучших практик, цифровизация МКД остается процессом, сложным для реализации широким кругом игроков.